На главную

Назад

Воспоминания о Николае Ивановиче

С этим человеком связаны многие события в моей жизни. Вспоминается последний школьный звонок, во время которого сказаны хорошие напутственные слова, помогающие определить дорогу в самостоятельной взрослой жизни. Мы – выпускники отправляемся в большое плаванье на корабле под названием «Жизнь» и напутственные слова дает нам наш капитан – директор школы.
Я – учитель! Уже в другой роли вернулась в родную школу. Первый человек, который видит во мне коллегу, педагога, верит в меня, как учителя – это Николай Иванович. Всегда успокоит, расспросит о домашних делах, о семье... Поддержит... Поймет... Мы для Вас оставались Наташеньками, Ксюшеньками, Катеньками...
Всегда удивляешься, как много могло вмещать в себя сердце этого человека. А самое главное, вера в своих учеников, доверие к ним...
Мы начинаем ценить людей тогда, когда их теряем! Жалеем о том, что не могли во время признаться им в любви, сказать о том, как мы их ценим.
Уважаемый Николай Иванович, спасибо Вам за то, что Вы были с нами, что Вы верили в нас и ценили те качества нашей личности, которые помогали нам выстоять и преодолеть житейские трудности!
(Кугаппи Наталья Владимировна)

Вспоминая Соловьева Николая Ивановича, хочется назвать его главные качества: интеллигентность, пунктуальность, доброта, внимание к окружающим людям. Он умел ценить вклад педагогов, детей, родителей в деятельность школы, в которой он был директором, которую он по праву считал своей.
Мне всегда импонировало то, что он доверял нам. Когда о чем- то просил, ему было трудно отказать, т.к. в этой просьбе было столько доброты и доверия, что хотелось не подвести. С ним можно было поспорить, переубедить. Он часто соглашался что-то изменить, если это было лучше для дела.
Для нас, педагогов, важно было то, что Николай Иванович умел поддержать в желании учиться чему-то новому, помогал создать для этого условия. Когда я собиралась уйти со школы в связи с переездом в город, то благодаря предложению Николая Ивановича, я пошла учиться на специальность «практическая психология», и до сих пор работаю в школе.
Много школьных традиций создано в школе в период работы с Соловьевым Николаем Ивановичем, и я всегда по-доброму вспоминаю это время.
(Платонова Майя Вяйновна)

Я с глубокой благодарностью и сердечной грустью вспоминаю добрейшего Человека, прекрасного Учителя, мудрого школьного Директора – Николая Ивановича Соловьева.
С благодарностью – за то, что Он помог мне по-новому открыть себя в работе и обрести уверенность в себе…
С грустью – потому что порой очень не хватает его душевной теплоты и искренности в жесткой повседневной суете…

И Вы, свои тревоги отложив,
Оставив боль свою у школьного порога,
Кристалл души в уроки заложив,
Людей вели по жизненной дороге…

И пережив свою беду не раз,
Вы сердце своё людям отдавали…
И светом своих добрых глаз
Надежду в жизни пробуждали…

(Демидова Валентина Анатольевна, стихи - Л.Н. Григорьевой, моей мамы)

Год 1983. В школу приезжает молодой директор (опыт работы ещё небольшой) и я, которая назначена завучем. Мы начинаем совместную работу, учась, и дополняя друг друга.
Школа живёт активной учебной и воспитательной жизнью.
Составляя планы работы, старались учитывать интересы детей, которых он всегда называл «ребятишки»
В общении с детьми был мягок, очень любил девочек, вот почему так был рад рождению своей внучки Влады.
Николай Иванович работал ещё и учителем филологом, девочки и мальчики и сейчас его помнят; о дисциплине на уроке не шло речи, он никогда не поднимал голоса на детей и нас учителей.
Николай Иванович работал с трудными детьми в волейбольной секции. С ним всегда можно найти общий язык, прийти к общему знаменателю, когда дело касалось интересов школы.
Николай Иванович по характеру был мягок, добр, внимателен; всегда смело можно было идти к нему с личной просьбой, и разрешал её положительно.
Мне работать с ним было легко, чувствовала его поддержку, взаимопонимание до последних дней.
(Васильева Вера Васильевна)

Николая Ивановича я всегда буду вспоминать с доброй , легкой грустью.
Я никогда не забуду, как впервые пришла в школу, как встретил меня Николай Иванович своей обаятельной, доброй, открытой, располагающей к откровенному разговору, улыбкой.
Вакансий по моей специальности тогда в школе не было, но он меня убедил, что я должна пойти поработать в ГПД воспитателем ( проработала я там 3 года), одновременно нарисовав мне мою дальнейшую перспективу роста. Это он умел делать мастерски.
В течение этих 3 лет, особенно в 1 год работы, он «по- отечески» заботился о моем комфорте на рабочем месте, моем самочувствии, настроении, об успехах моих детей.
Такая забота, внимание к тебе не только как к специалисту, а как к человеку, стоит дорого. И я старалась отвечать ему тем же.
Николай Иванович умел всегда держать свое слово, слова у него никогда не расходились с делом. Особенно цену этому его качеству я прочувствовала, когда стала его заместителем по воспитательной работе в школе.
Многому пришлось учиться вновь, многое осваивать и Николай Иванович терпеливо учил, советовал, помогал словом и делом осваивать азы этой непростой профессии. Я всегда чувствовала в нем опору, поддержку, защиту.
Много прекрасных и трудных минут было пережито вместе с Николаем Ивановичем и я всегда буду с благодарностью вспоминать это время.
(Мальцева Татьяна Павловна)

Николай Иванович… Учитель, Директор, Друг и просто Человек с большой буквы.
Он умел открывать новые грани в каждом из нас: учителя или ученика. Был щедр душой и внимателен. Мы могли просто так зайти в кабинет к нему поплакаться «в жилетку» и всегда находили понимание, участие, помощь. Он всегда чувствовал хорошо тебе или плохо.
«Благородные люди, друг друга любя, видят горе других, забывают себя» - эти слова, несомненно, можно отнести к Николаю Ивановичу.
Наверное, самое главное его качество, как руководителя, - давать свободу творчества, не мешать работать лишней опекой, ценить профессионализм своих коллег, быть благодарным. Все, чего я достигла как заместитель директора, обязана Николаю Ивановичу. Мне завидовали все заместители района: «Какая ты счастливая, что работаешь с Соловьевым Николаем Ивановичем». И это действительно так. К сожалению, ценить по-настоящему начинаешь тогда, когда теряешь…
Если Вы сейчас видите нас, следите за нами оттуда, то должны понимать, что в каждом из нас осталась частица Вашей благородной души, доброты.
(Спиридонова Любовь Анатольевна)

О Николае Ивановиче, я могу сказать только одно: он был мягким, добрым и отзывчивым человеком. В любую минуту, приди к нему за советом, помощью, он всегда выслушает (а это так не маловажно), поможет в трудную минуту. Я всегда, чувствовала, что он сопереживал, сочувствовал мне, в сложных жизненных ситуациях моей жизни.
(Лазарева Светлана Владимировна)

О нём помнят не потому, что он ушёл от нас недавно.
О нём вспоминают не потому, что иные люди, вспоминая о личном знакомстве с крупным человеком, сами тешат себя тщеславной надеждой стать крупнее.
О нём помнят и вспоминают люди, для которых НЕЗНАКОМСТВО с Николаем Ивановичем Соловьевым было бы огромной личной потерей.

В этом человеке было много хорошего, светлого. И не столько это хорошее он впитывал в себя, сколько отдавал его другим людям. Николай Иванович был чутким человеком, тонким психологом. Он буквально умел «читать человека», очень ценил способности людей и делал всё возможное, чтобы человек развивал, а не хоронил свой талант.
А каким же он был добрым и простым в обращении, с открытой душой человек! Как бы ему ни было тяжело, он, увидев тебя, скажет что-то доброе, улыбнётся, шепнёт что-то очень личное.
Человек светлого ума, с большим сердцем… Он всегда останется в нашей памяти таким. Ведь память не знает смерти, а значит, в каждом из нас будет жить Николай Иванович таким, каким мы его знали, помним и будем помнить.
(Пумалайнен Александра Сергеевна)

Николай Иванович Соловьев… Когда я слышу это имя, я вспоминаю спокойного, чуткого человека, с добротой в глазах. Впервые я познакомилась с ним, когда мне было 14. С некоторой осторожностью я переступила порог Нововилговской средней школы: «Что ожидает меня здесь, как встретят меня одноклассники и педагоги?» Но каково было мое удивление, когда я с легкостью нашла общий язык со своими сверстниками, и закружилось. Мы ни минуты не могли усидеть без дела: концерты, собрания, сборы макулатуры… И, конечно, мы постоянно теребили нашего милого директора - нам нужно это, помогите нам реализовать это… И, как ни странно, у Николая Ивановича всегда находилось для нас время, доброе слово и мудрый совет. Дети его любили за его отзывчивость и внимательность. И даже когда он бранил нас за шалости своим тихим, но строгим голосом, его выдавали глаза, в которых всегда светилась доброта и любовь.
Но школьные годы пролетают быстро, все меняется, мы взрослеем, но, казалось, что неизменным оставался только он – в своей кепочке и со своей быстрой походкой. Он всегда куда-то торопился, всегда решал кучу проблем, но у него всегда оставалось время для общения с его учениками.
Пролетело 10 лет, и вот я опять на пороге нашей школы все с тем же замиранием сердца: «Как меня встретят?» Теперь - я молодой учитель. С каким вниманием и заботой ко мне отнесся Николай Иванович: он подбадривал, давал советы, казалось он мог разрешить любую трудную ситуацию. Никогда от него я не слышала ни одного грубого слова, а его вопрос: «Как дела Светочка?» - создавалось впечатление, что рядом отец, которого в ту пору у меня уже не было. Меня всегда поражало его умение быть в курсе дела, и в тоже время быть незаметным. Он руководил нами как-то по - особенному: ненавязчиво, но требовательно.
Жаль, что некоторые вещи узнаешь слишком поздно и когда начинаешь смотреть на жизнь другими глазами ничего нельзя уже изменить. Почему-то мы очень часто стесняемся сказать друг другу что-то доброе, теплое. Так и сейчас, я пишу эти строки и думаю: «Сколько бы еще сумел сделать этот с виду простой, но такой сильный человек, сколько людей смог ли бы согреться теплотой его души…» И все же, я чувствую, что он с нами, потому что мы все его помним и любим.
(Пеуша Светлана Геннадьевна)

Уход из жизни Николая Ивановича я перенесла как потерю очень близкого человека. Долго не могла в это поверить. Тактичный, интеллигентный, воспитанный… Редко сейчас встретишь таких людей. Такие люди должны жить очень долго, как мне кажется, но, к сожалению, не нам это решать, а кому-то свыше.
Что касается меня, то у меня в памяти очень добрые воспоминания о нём со школьных лет. Кода я пришла в нашу школу, нас с мамой отправили в кабинет директора. Николай Иванович сам пошёл со мной, посмотрел расписание уроков (был урок физики), привёл меня в класс, познакомил с Таней Караник и посадил меня с ней за парту. Прошло 22 года, но я очень хорошо это помню.
Ещё помню мой открытый урок, присутствовало человек двадцать учителей, и Николай Иванович тоже пришёл. Его присутствие и поддержка мне тогда очень помогла. В начале урока - коленки дрожали. Но как только он ловил мой взгляд, то показывал мне большой палец (т.е. всё хорошо, хотя наверно были и ошибки и недочёты, да и он, если говорить сегодняшним языком, не был ИКТ - грамотным, не успел). Когда ребятишки (он их так называл) сели за компьютеры, Н.И. подошёл ко мне и шепнул «Молодец, всё хорошо». Когда знаешь что за тобой директор – уже ничего не страшно. Он умел поддержать, понять. И таких воспоминаний очень много.
Если встречались на улице, одним «здравствуйте» не обходилось. Два вопроса, которые всегда задавал: «Как дела» и «Как Дениска». Если я немножко жаловалась на Дениску: его слова «Ты прекрати наговаривать на хорошего мальчишку». Он обожал детей. Владушка за эти годы от дедушки получила столько любви, ласки, что не каждый ребёнок может получить это за всю жизнь.
(Гаспоревич Ольга Евгеньевна)

Те, кто знали, работали с Николай Ивановичем, общались, встречались, то вспоминают его взволнованными и добрыми словами. Вспоминаем насыщенное особым эмоциональным светом его общение с многочисленными учениками, его улыбку, доброту, жесты, диалоги с собеседниками – проявления симпатии и расположения.
Вспоминаем неизменное его внимание к нашим просьбам. Он помогал нам советом, консультацией, идеями, опытом. Таковы были черты этого человека особой человеческой природы, с радостью одаривающего всех, с кем он соприкасался.
Марина Цветаева как-то заметила, что во второй половине жизни важен не успех, а важно успеть. Николай Иванович успел многое. С его именем связано становление нашей школы. Он незримо присутствует среди нас, напоминая о себе при самых разных обстоятельствах. Он напоминает о себе наш директор Николай Иванович, незримо не только присутствующий, но как бы участвующий во многих сегодняшних делах и событиях.
Прошло уже 3 года, как его нет с нами, но в это трудно поверить.
И, наверное, потому, что, как уже говорилось, в повседневных делах мы постоянно ощущаем его деятельность.
«Время бесконечно, безвозвратно, непрерывно, и только человек делает отметины – часы, дни, годы, века, тысячелетия.
Когда 31 декабря 2007 года будет сорван последний листок календаря и наступит новое тысячелетие, ничего не изменится в бесконечном течении времени».
«Время – главное достоинство, которым обладает человек».
«Жизнь – короткая дистанция «от – до», и не надо на ней бить мировые рекорды по скорости». «Долголетия не надо ждать, вглядываясь в даль, необходимо идти к нему навстречу, используя возможности каждого дня как маленькой жизни».
Прислушаемся к этим и другим наставлениям мудрого современника. Вдумаемся в них...
Николай Иванович призывал нас относиться к каждому дню, как к маленькой жизни. Согласимся с ним и постараемся постичь эту, казалось бы, простую, но столь мудрую во все времена истину. Постичь во имя жизни, во имя памяти о Человеке, Руководителе, Учителе.
(Трофимюк Елена Анатольевна и Майорова Оксана Леонидовна)

Светлая память осталась в сердцах нашей семьи о Николае Ивановиче. Мы его помним как творческого руководителя, доброго, любимого учителя, хорошего, отзывчивого друга. С ним можно было делить радости и невзгоды и получить поддержку, Он всегда приходил на помощь не только на словах, но и на деле. Николай Иванович умел радоваться успехами своих выпускников и помогал им, так вспоминает Лилия, как будто родной папа. Он умел жить. Помним, скорбим. (Семья Ивановых)