На главную

Назад

Из воспоминаний Преловской Таисии Матвеевны

История школы

На территории нашего села 4-е отделение совхоза им. Зайцева начинает свою деятельность. Началось строительство домов, фермы, конюшни. Прибывали люди, требовались рабочие руки. Быстро были построены четырех квартирные дома. Появились здание школы и детский сад. Школа начальная, двухкомплектная. (1-3 классы, 2-4 классы ведут 2 учителя).
Первые учителя: Рубаева Лидия Александровна, Комиссарова Антонина Павловна, которые работали в школе до выхода на пенсию, учили детей, давали знания.
В августе 1953 г. готовили, оформляли классы. Парты, столы, классные доски привезли в школу из расформированного детдома на Бараньем берегу.
1954 год
Население посёлка растёт, продолжается строительство жилья. До сих пор помню запах смолы в свеже-вырубленных стенах домов. Всё новое, светлое.
Был август. Я получила назначение в семилетнюю школу №18 г. Петрозаводска. Так именовалась тогда нынешняя Нововилговская ср. школа.
Чтобы заработала семилетка, потребовалось многое: материальная база, кадры, списки учащихся по классам. Эти вопросы были решены делопроизводителем Лукашевич Евдокией Ивановной. Я начинала в качестве директора, принимала, устраивала вновь прибывших учителей. Пришли в школу Полькова Лидия Алексеевна–математик и физик, Баскакова Юлия Тимофеевна – биолог, географ, химик, Тарасенко Алла Петровна вела английский язык. (Последние из военного г ородка).
Позднее директором стал Молчанов Иван Павлович, филолог, но приходилось ему вести историю. Наполняемость классов была небольшая, но трудности были вот в чём: не было наглядных пособий, много детей, прибывших с родителями из Белоруссии, слабо владели русским языком. Ребята из д. Вилга ходили пешком в школу, зимойна лыжах. Люди жили бедно, ведь это было первое десятилетие после войны. Прибывшие из разных концов страны обустраивались в посёлке, трудились, стараясь во всём помогать своим детям и школе.
Год от года посёлок рос. Наши дети участвовали в художественной самодеятельности, много времени уделяли озеленению посёлка. Мы с ребятами ходили в лес, на болото, где вязли и теряли свою немудрёную обувь, выкапывали деревца и несли и х на себе, сажали около школы, детсада, у домов, любовно ухаживали за ними. Сегодня мы видим результат тех лет. Берёзы, черёмухи, тополя, раскинувшие свои кроны, радуют жителей села.
В 1957 году пришли в школу Владимирова Екатерина Андреевна и Пятецкая Валентина Константиновна. Екатерина Андреевна приобщала детей к сельскохозяйственному труду: ученики её работали на ферме, ухаживали за телятами.
При школе юннаты не только работали на пришкольном участке, но и разводили кроликов, ухаживали за ними.
А летом многие из учеников работали на совхозных полях. Уделяли мы большое внимание и трудовому, и физическому, и эстетическому воспитанию. Много с детьми работал директор школы Хомутов Виктор Тимофеевич. Он привлёк из народного театра артистов для работы с любителями художественной самодеятельности. Ставили спектакли, устраивали праздники. Со “Снежной королевой” выступили по телевидению (Саша Васильев, Аня Эрикойнен, Лида Пономарёва, Алла и Эллина Преловские, Вова Новосад и др.)
70-е гг.
Наша школа восьмилетняя Прионежского района.
Посёлок быстро растёт, строятся благоустроенные дома. Опытная республиканская с/хоз. станция и её научные кадры способс твуют улучшению жизни на селе. В старом деревянном здании школы стало тесно. Количество учащихся выросло до двухсот человек. Нужна новая школа. Коллектив учителей в школе значительно увеличился: пришли в школу Васильева Вера Васильевна, Амосова Мария Матвеевна, Никонова Раиса Григорьевна, позднее Погодина Людмила Петровна, Батян Нина Федоровна…
Будучи завучем, видела и знала всех, ценила за добросовестное отношение к работе, за внимание и чуткость к детям, за желание подготовить их как можно лучше к жизни, выбору профессии. Большую работу проводили с родителями, практиковал родительский всеобуч, особое внимание мы уделяли преемственности между начальной школой и средним звеном, между школой и детским садом.
Учительский коллектив работал над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Росла школа, рос ученический коллектив, учителя постоянно работали над собой, добивались методического мастерства.
И школа в районе была одной из передовых.
Что характерно для школы?
- Постоянство кадров. Из школы уходили только по особо важным причинам.
- Сплочённость, трудолюбие, взаимовыручка всех, творческое начало каждого в целом давало общий положительный результат. Сейчас школа уже средняя. Но меня радует новое пополнение, пришедшее в 70-е, 80-е, 90-е годы.
Сохранились традиции. И главное – наши бывшие ученики приходят в родную школу и работают, обучают и воспитывают детей своего посёлка.

Пионерский праздник

19 мая ежегодно отмечали День пионерии. 1964 г. – 40 лет со дня рождения пионерской организации. Большой юбилей. Торжественная линейка, все мероприятия были в городе. Площадь Ленина весь день была расцвечена пионерскими галстуками. Со стороны казалось, что красные маки колышутся и кажутся живыми в детской толпе.
Каждый пионерский отряд был там. Горожанам хорошо. А пионерам пригорода? Нас довезли до Мурманки. Там уже выстроились отряды близлежащих школ. Построились и мы. И что интересно. В колоннах пионеры всех поколений 30, 40, 50, 60-х годов. У учителей тоже красные галстуки. Весело.
Тогда как по заказу: тепло и солнечно! И вот пионерские отряды под барабанную дробь, горны отправились по Первомайскому проспекту к площади Ленина. Звучали и пионерские песни.
Никто не ныл, не жаловался ни на что. У всех праздничное настроение.
В этот день ребята рапортовали о своих делах. А потом бесплатные катания на автобусах, гуляние в парке культуры и отдыха, иные ходили в кино. Довольные, мы вернулись вечером домой. Даже сегодня помню то возвышенное чувство, когда шли по проспекту, а нам махали и улыбались.

Уборка дров

В школе было печное отопление. 12 печей обогревали здание исправно. Была одна техничка, она же истопник. Анастасия Венедиктова, так звали техничку, одна обеспечивала и уборку классов, зала, топила печи. Добрая память о ней не только у учителей, но и у ребят, которые тогда учились. Е.Ильин вспоминает, как по утрам тётя Настя поила их горячим молоком с булочками. И вот ребята решили, что дежурные по классу будут ещё и приносить дрова к печке в своём классе. Молодцы! Школе требовалось около 150 кубометров дров. Весной привозили, родители помогали нам распилить и расколоть дрова. А вот убрать в сарай, хотя техничка днём и это делала, было сложно. Выбирали тёплый солнечный день. Выстраивали детей во дворе на линейку и обсуждали задание: надо убрать дрова в сарай. Включали магнитофон, (тогда уже появились они), ставили на открытое окно учительской… И работа закипела. Дети трудились с огоньком, весело. За 2-3 выхода дрова были убраны, правда, иногда ученики работали и на уроках труда. Да, так было. Коллективный труд шёл на пользу. Что было, то было. Но доброе помниться долго.